Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Среди титанов Возрождения великий итальянец Леонардо да Винчи был, несомненно, самым разносторонним, отличаясь от других гениев Ренессанса поистине космическим масштабом интересов, знаний, поисков и открытий. Он остался в истории культуры в первую очередь как гениальный художник и скульптор, но его не обошла стороной и слава выдающегося ученого, обогатившего многими незаурядными наблюдениями почти все области знаний своей эпохи и намного опередившего время проницательными догадками. Ярчайший представитель нового, экспериментального естествознания, Леонардо оставил в математике, анатомии, механике, гидротехнике, военном искусстве и даже авиастроении не менее заметный след, чем в теории и истории искусства. Находясь в непрерывном диалоге с мирозданием, он рассматривал его как гигантскую лабораторию, а в науке, равно как и в искусстве, видел средство познания и преображения человеком окружающего мира. Свои оригинальные суждения на эти тему Леонардо высказал в многочисленных рукописных заметках, насчитывающих около семи тысяч страниц; часть этого грандиозного наследия включена в книгу "Суждение о науке и искусстве". (С-П, Издательская группа "Азбука-классика", 2010)

«Знаменитость богача исчезает вместе с его жизнью».
«Кто не ценит жизнь, ее не заслуживает».
«Мудрость есть дочь опыта».
«Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину».
«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом».
«Не всегда хорошо то, что красиво».
«Первая картина состоит из одной единственной линии, которая окружает тень человека, отброшенную солнцем на стену».
«Пусть тот, кто не математик, не читает меня».
«живопись – наука. … внучка природы, родственница Бога».
«… глаз меньше ошибается, чем разум».
«Сделано будет при помощи мельницы много водопроводов по дому и источники в разных местах и переход некий, где, кто пройдёт, отовсюду снизу вода брызнет вверх, и будет это то, что нужно тому, кто пожелает окатить женщин или кого другого, там проходящего».
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет».
«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать».
«В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана из числа свободных искусств, ибо она - подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о писатели, вы не правы, что оставили её вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала».