Чем можно рисовать

Классный час в начальной школе.
Учительская Газета




Ребенок:
Вот зимний сказочный узор,
А рядом летний луг в ромашках.
И осень выткала ковер
Из листьев желтых и вчерашних.
А вот картины из глубин
Морских, далеких и опасных.
Цветы, деревья - мир един,
Взгляните, как же все прекрасно!
Дети хором:
И что словами не сказать,
Рисунком можно передать.
Учитель: Оглянемся вокруг. Все предметы, которые нас окружают, сначала нарисовал художник. Узор на обоях, мебель, одежду, обувь, эту комнату, здания, улицы и площади.
Тема исследования: «Чем можно рисовать?»
Дети: Мы, ученики 3-го «Б» класса центра образования №18 города Йошкар-Олы Республики Марий Эл Екатерина Ершова, Александра Белоусова, Артем Кабаев, Анна Смоленцева, провели анкетирование. Из 425 учеников начальной школы на вопрос «Любите ли вы рисовать?» «да» ответили все ученики. Но есть общая проблема: не у всех получается рисунок. А можно рисовать так, чтобы не волноваться, что не получится? Можно. Мы проверили.
Цель работы: наши рисунки, выполненные разными способами.
Задачи:
исследовать рисование разными способами;
изучить литературу по данной проблеме;
поделиться с друзьями своими открытиями;
организовать выставку своих работ.
Ход работы
Артем и Аня рисуют дома, Саша и Катя посещают художественную школу. В художественной школе мы ознакомились с искусством выполнения батика и витража.
Батик - роспись ткани, очень древнее и вечно юное искусство. Много веков назад художники Японии и Китая тушью наносили на шелк удивительные воздушные пейзажи, цветы, птиц. Батик бывает горячий, холодный и узелковый. При изготовлении горячего батика применяется расплавленный горячий воск или парафин. Процесс этот трудоемкий. Холодный - прост в исполнении, у него четкий, «витражный» контур. Техника узелкового батика пришла с острова Океании. Одно из ее названий - «бандана».
Витраж в переводе с латинского - «стекло». Это произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую атмосферу в интерьере. Вероятно, поэтому витражи с давних времен украшают храмы.
Саша назвала свой батик «Райская птица», Катя создала витраж «Моя сказка». Аня в своих рисунках использовала акварельные, витражные краски, краску для рисования по ткани, гуашь, бумагу, картон, стекло, ткань, ножницы, клей ПВА, пробки от бутылок, ластик, поролон, свечу, газету, спичечный коробок, шампунь, природный материал (листья, веточки укропа, петрушки, камушки, ракушки).
Исследование привело нас в мастерскую известного марийского художника Зосима Федоровича Лаврентьева, заслуженного художника Российской Федерации. Художник оформил первую марийскую азбуку, на его картинах - жители марийской деревни, природа нашего края. Свои картины - иллюстрации к марийским сказкам - Зосим Федорович подарил детскому саду.
Катя и Саша посещают воскресную школу. В иконописной мастерской Вознесенского собора Марийской епархии Станислав Валентинович Попов рассказал нам, как реставрируют иконы, создают новые. Для некоторых красок привозят глину из города Козьмодемьянска нашей республики, малахит - из Африки, лазурит - из Афганистана. В краски для прочности добавляют клей, винный уксус, яичный желток.
В мастерской художника Виктора Геннадьевича Петрова мы увидели картины, выполненные разными способами: из веревок, фанеры, ткани, меха, бутылочных пробок, ложек.
С работой художников-кондитеров мы ознакомились на производстве «Диана К». Экскурсию для нас провел директор Лев Генриевич Литвинов.
Катя провела эксперимент. Заморозила в холодильнике разбавленные водой гуашевые краски и нарисовала на снегу свою картину «Зимняя карамелька».
Артем стал лауреатом Первого российского конкурса «Я - исследователь» с работой «Правда о динозаврах», в этом году исследование продолжил и выполнил рисунки на компьютере.
Ребята! Рисуйте, фантазируйте, у вас все получится! Своим рисунком можно украсить комнату, класс, сделать подарок родным и друзьям. Возможно, кто-то из вас станет известным художником.
Я нарисую счастье,
Я нарисую себя.
Солнышко желтой краской,
Мир мой любимый, тебя.
Я нарисую радость,
Я нарисую дом.
Счастье, что всем досталось,
Кто обитает в нем.
Татьяна КАДЬКАЛО, учитель начальных классов центра образования №18, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл