Всякий напев требует точной слуховой настройки. В начальном периоде обучения лучшей настройкой послужит первая фраза песни. Но для того чтобы спеть ее в нужной тональности, учителю придется сначала настроить свой музыкальный слух на требуемую тональность.
Такая настройка может быть осуществлена при помощи любого музыкального инструмента, например фортепьяно, скрипки, баяна, специального камертона и других. Естественно, что учитель прежде всего должен определить тональность намеченной песни и после этого задать самому себе тон на инструменте.
Настройка по инструменту
Предположим, что намечено изучить в классе “Воздушную песню” М. Старокадомского

Самый простой способ определить тональность изучаемой песни заключается в следующем. Знаки при ключе (или их отсутствие) указывают всегда на две параллельные тональности, например, один диез при ключе означает, что основная тональность песни либо Соль мажор, либо ми минор; один бемоль при ключе показывает, что основная тональность песни либо Фа мажор, либо ре минор. Остается установить главный звук напева, которым и определяется искомая тональность. В данном случае два диеза при ключе указывают на две возможные тональности: Ре мажор или си минор.
Главный тон песни (ее заключительный звук) —нота ре ясно указывает на тональность Ре мажор.
Учитель берет на инструменте звук ре и строит на этом звуке мажорное трезвучие—главное трезвучие Ре-мажорной тональности: (цифрами обозначены ступени гаммы).

HTML clipboardПосле этого он определяет ступень, с которой начинается напев песни. Звук фа-диез – третья ступень Ре мажора. Этот звук входит в состав найденного трезвучия в виде среднего звука:

Запомнив по слуху этот звук, учитель уже сможет спеть в требуемой тональности первую фразу песни, которая и послужит детям как настройка. Так как первая фраза «Воздушной песни» заканчивается не главным тоном, учителю придется спеть и вторую фразу с окончанием на звуке ре. После этого следует приступить к певческому изучению песни всем классом.
Прежде всего дети осваивают на слух и выстраивают голосом главный тон песни, а затем и ее начальный звук.
Настройка по камертону
В том случае, если учитель при настройке пользуется камерюном [камертоном ля (А) и, реже, камертоном до (С)], ему прежде всего придется найти главный тон песни, а затем и главное трезвучие требуемой тональности, основываясь только на звучании камертона.
Укажем в качестве примера способ нахождения мажорного и минорного главного тона ре, пользуясь камертоном ля.
Звучание камертона ля:

Проще всего соединить услышанный звук камертона с главным тоном тональности изучаемой песни поступенным ходом голоса. Особое внимание следует уделить III ступени, определяющей лад песни — мажорный или минорный.
Отрезок мажорной гаммы с главным тоном ре:

Стрелка вверх при ноте фа-диез подсказывает близкое звучание звука фа-диез по отношению к звуку соль. Именно звуком фа-диез (т- е. III ступенью лада) и определяется мажорная настройка с главным тоном ре.
Отрезок минорной гаммы с главным тоном ре:

В отличие от мажорной настройки стрелка вниз при ноте фа указывает на необходимость глубокого звучания III ступени, определяющей Ре-минорную настройку.
Освоив голосом первые пять ступеней гаммы, нетрудно спеть мажорное или минорное трезвучие с главным тоном, которым в данном случае является звук ре:
Мажорное трезвучие                       Минорное трезвучие
с главным тоном ре:                         с главным тоном ре:

Выстраивание  по камертону ля тоники
(главного тона и главного трезвучия)
тональностей до 4 ключевых знаков  в мажоре и миноре
Особенность предлагаемого приема «задавания тона» по камертону ля состоит в том, что через этот звук слуховое сознание методическим путем находит основную гармоническую настройку требуемойтональности — ее тоническое трезвучие.
Звучание камертона ля получает различное ступеневое значение в каждой из приведенных ниже тональностей мажора и минора.
Если учитель выработает в себе такой способ слухового мелодико-гармонического мышления, это даст ему возможность легко и четко задавать тон.
До мажор {ля—VI ступень)

Для переключения втональности, в звукоряде которых звук ля отсутствует, необходиодима вспомогательная тональность, родственная и начальной и искомой тональностям.
Ми-бемоль мажор (Вспомогательная тональность си-бемоль; ля – VII ступень)

Точное восприятие слухом певческой настройки решает точность интонирования целой песни, для которой эта песня предложена. Приблизительное повторение голосом смутно воспринятой настройки ведет к фальшивому, «неправдивому» исполнению.

источник http://nikdi.0bb.ru/viewtopic.php?id=54