Огюст Дюпен (англ. C. Auguste Dupin) — литературный персонаж, созданный известным американским писателем Эдгаром Алланом По. Дюпен представлен как умный детектив и сыщик, который раскрывает самые трудные загадки и преступления. Дюпен появляется в трёх рассказах: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо».

источник http://uliki.mybb.ru/viewtopic.php?id=12

Описание
Автор кратко описывает жизнь Огюста Дюпена в начале рассказа «Убийство на улице Морг»:
« Еще молодой человек, потомок знатного и даже прославленного рода, он испытал превратности судьбы и оказался в обстоятельствах столь плачевных, что утратил всю свою природную энергию, ничего не добивался в жизни и меньше всего помышлял о возвращении прежнего богатства. Любезность кредиторов сохранила Дюпену небольшую часть отцовского наследства, и, живя на ренту и придерживаясь строжайшей экономии, он кое-как сводил концы с концами, равнодушный к приманкам жизни. Единственная роскошь, какую он себе позволял, — книги, — вполне доступна в Париже. »
Внешний вид автор не описывает.

Персона Дюпена
Детектив и сыщик — не профессия Дюпена. Он просто читает разные газеты, делает выводы и берётся за дело. Он иногда советуется с полицейскими. Его главное оружие — это его ум и интеллект, с помощью которых Дюпен раскрывает тяжёлые загадки, которые полицейские считают неразрешимыми. В рассказе «Убийство на улице Морг» Дюпен расследует такое преступление, которое полиция считала самым трудным, однако с помощью ума и фактов Дюпен узнаёт, что убийца двух женщин — орангутанг, что впоследствии подтверждается. В рассказе «Похищенное письмо» Дюпену удаётся узнать, где находится украденное письмо также с помощью логического мышления.

Метод Дюпена
По описывал метод Дюпена, использующего логические рассуждения, на примере игрока в карты: «Объём полученной информации заключается не столько в достоверности выводов, сколько в точности наблюдения». В рассказе присутствует сцена, в которой Дюпену удаётся узнать, о чём думал в тот момент рассказчик, основываясь на построенном ассоциативном ряде. Впоследствии этот метод и будет использоваться им в расследовании преступления.
Данный метод подчёркивает важность чтения и письменного слова. Непосредственно из газетной статьи авторства Кювье (вероятно подразумевался французский зоолог Жорж Кювье) Дюпен получает информацию об орангутангах. Таким образом, в расследование вовлечён и сам читатель, самостоятельно ищущий ключи к разгадке в процессе чтения. Также По уделяет особое внимание силе сказанного слова. Когда Дюпен расспрашивает матроса об убийствах, тот сам разыгрывает сцену собственной частичной смерти: «Лицо матроса побагровело, казалось, он борется с удушьем. Инстинктивно он вскочил и схватился за дубинку, но тут же рухнул на стул, дрожа всем телом, смертельно бледный».

Место в литературе
Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива, следовательно Огюст Дюпен — первый литературный сыщик, за которым последовали многие другие знаменитые литературные детективы: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, отец Браун, комиссар Мегрэ и т. д. Причём, некоторые из них, например, Холмс и Пуаросозданы при использовании некоторых приёмов из рассказов По.
В «Этюде в багровых тонах» Холмс возражает Уотсону, сравнивающему его с Дюпеном.

Огюст - первый в истории литературы сыщик, герой 3-х детективов Э.А. По: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1845)
Шерлок – самый известный литературный сыщик в мире, герой 60-ти произведений А. Конан Дойла, первое из них – «Этюд в багровых тонах» (1887)
                                                                           Сходства
1 Есть персонаж-компаньон, оттеняющий ум сыщика, которому тот рассказывает о своих методах работы (у Дюпена – анонимный рассказчик, у Холмса – доктор Ватсон)
2 Есть знакомые-полицейские, которые обеспечивают сыщика новыми делами (у Дюпена – префект Г., у Холмса – инспектора Лестрейд и Грегсон)
3 Странности и причуды (Дюпен – влюбленность в ночь, Холмс – депрессия, игра на скрипке)
а)Одной из фантастических причуд моего друга… была влюблённость в ночь.
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»
        б)…он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося  ни  слова  и почти не шевелясь.
Я  уже  сказал,  что  Холмс  прекрасно играл на скрипке. Однако и тут было нечто странное, как во всех его  занятиях… Вечерами,  положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и  небрежно  водил смычком  по  струнам.
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
                                                                           Склад ума

Огюст Дюпен
Я не мог не восхищаться аналитическим дарованием Дюпена…
А чтобы вы лучше меня поняли, давайте восстановим весь ход ваших мыслей с нашего последнего разговора и до встречи с зеленщиком.
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)

Шерлок Холмс
Все расследование представляет собою цепь непрерывных и безошибочных логических заключений…
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Нестандартность мышления
1 …именно отклонение от простого и обычного освещает дорогу разуму в поисках истины.
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
2 Необычное – скорее помощь, чем помеха в нашем деле.
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)

Пренебрежительное отношение к полиции
1 А вы не судите по этой пародии на следствие… В её  действиях нет системы, если не считать системой обыкновение хвататься за первое, что подскажет минута.
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
2 Раскрывать   нечего,   преступлений   нет,   в   лучшем   случае какое-нибудь   грубо сработанное   мошенничество   с   такими незамысловатыми мотивами, что даже полицейские из Скотленд-Ярда видят все насквозь.
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Шерлок Холмс о Дюпене
Вы,  конечно,  думаете,  что, сравнивая меня с Дюпеном, делаете мне комплимент… А по-моему, ваш Дюпен – очень недалекий малый. Этот прием - сбивать с мыслей своего собеседника    какой-нибудь    фразой    "к    случаю"    после пятнадцатиминутного  молчания, право же, очень дешевый показной трюк.  У  него,  несомненно,   были   кое-какие   аналитические способности,  но  его  никак  нельзя  назвать феноменом, каким, по-видимому, считал его По.
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)

Отличия
1 Образованность (Дюпен начитан, имеет огромные познания в различных областях, Холмс сознательно отбирает только практически значимые для его работы знания)
2 Отношение к расследованию преступлений (для Дюпена – приятное развлечение, Холмс – профессионал, постоянно работающий над усовершенствованием своего мастерства)
А. Конан Дойл при создании образа Шерлока Холмса взял за основу образ Огюста Дюпена, созданный Э.А. По
Важными чертами сходства героев является наличие компаньонов и знакомых-полицейских, что влияет на композицию произведений.
Главное сходство  двух сыщиков – аналитический склад ума и нестандартность мышления.
Герои сильно отличаются как личности, Дюпен – скорее, романтический герой, образ Шерлока Холмса более многогранен.