Нина Стебелёк

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Нина Стебелёк » Проза » Шпаргалка для писателя (Василий Купцов)


Шпаргалка для писателя (Василий Купцов)

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Шпаргалка для писателя
О пользе "Шпаргалки писателя"

Около двух лет тому назад Юрий Александрович Никитин, в попытках передать какую-то часть опыта начинающим фантастам в моем лице, рассказал, как записал крупными буквами на бумажке и повесил прямо над рабочим столом кое-какие напоминания. В частности – "Не забывать упоминать цвета", "Указать, какое время года, суток", "Погода, осадки", "Помни об употреблении сравнений!". Методика работы выглядела крайне просто – пишешь какой-нибудь там рома или эпопею, ненароком поднял глаза – и замечаешь, что набил уже целую страницу, а все описания на ней – черно-белые, и ни одной метафоры! Поработаешь так годик с напоминалкой у носа – и начинаешь уже автоматически вставлять и цвета, и запахи, и о солнцепеке с дождем не забудешь, а уж литературные сравнения сами через каждые десяток-другой строк выскакивать будут.
Опыт я перенял, составил табличку на свой вкус, сразу включив в нее те пункты, что являлись слабостью для меня. Тут секретов нет, например, одной из моих регулярно повторяющихся упущений являлось употребление глаголов в различных временах в одном абзаце. Не говоря уже о предложениях с одним подлежащим и цепочкой сказуемых. Не вредным я счел и включение в "черный список" короткого перечня слов-паразитов. После чего торжественно водрузил "Шпаргалку писателя" над монитором. И уже потом, через несколько месяцев, начал задумываться, что же я наделал…
Вскоре нашлась аналогия. Как любитель шахмат, я припомнил историю замечательного советского гроссмейстера Александра Котова. Ну, то, что Александр Александрович стал вторым в истории нашей страны гроссмейстером, получил Государственную премию за разработки оружия во время войны, написал первый "толстый" роман о шахматисте ("Белые и черные"), причем экранизированный в дальнейшем ("Гроссмейстер") – нас в данный момент не интересует, главный подвиг Котова – в другом. Итак, в 1938 году молодой шахматист имел первую спортивную категорию - основную слабость: неумение рассчитывать варианты развития партии. Что же предпринял Котов? Он, первым делом, разработал некие правила расчета вариантов, типа – не проходить вторично по одной и той же ветке и так далее. После чего в течении года, ежедневно, молодой человек садился за шахматную доску на 4-5 часов. Он ставил сложную позицию из какой-то конкретной партии, и рассчитывал варианты в уме, не двигая фигур, на большое количество шагов вперед. Следующий этап – запись анализа, затем – проверка расчетов, уже двигая фигуры. Сначала результаты казались обескураживающими, через несколько месяцев обозначился прогресс. А через год Александр Александрович вновь сыграл в турнире. Что он легко победил прежних противников – понятно и так. Главное впечатление Котова выразилось в следующей фразе: "У меня было чувство, что я играю со слепыми людьми". Через год, побеждая всех подряд, экспериментатор стал чемпионом ССР и гроссмейстером…
Что сделал Котов? Он научил мозг тому, что хотел: в данном случае – считать варианты. Так что мешает нам научить самих себя грамотно писать тексты?!
Мозг можно тренировать так же, как и любую мышцу, нужна лишь методика и ее неукоснительное исполнение – в течение какого-то, немалого (!) периода. Методика употребления "Шпаргалки писателя" не требует жестких тренировок, все, что требуется по идее Никитина – это повесить перед собой клочок бумажки. И не забывать, что это – руководство к действию.
Разумеется, запрограммировать себя можно по любой произвольной программе, достаточно знать собственные слабости. А коли они еще не ведомы – воспользоваться чужим опытом, дополняя, в дальнейшем, список теми пунктами, кои сочтете нужными. И удаляя то, что посчитаете бесполезным.
Далее привожу ту шпаргалку, что висела у меня последний год.
Шпаргалка для писателя:
1) Время года (1 раз).
2) Время суток (1 раз в эпизод).
3) Погода, осадки (1 раз в эпизод).
4) Цвета (по всему тексту).
5) Запахи (по всему тексту).
6) Вкус.
7) Тактильные ощущения – необязательно.
8 Температура (воздух, вода, металл) – необязательно.
9) Болевые ощущения – необязательно.
10) Убрать глупые "Свой, своя, свои…"
11) Убрать лишние "Был, были…"
12) Исправить предложения 1 подлежащее + несколько сказуемых ("Гусеницы").
13) Проверить, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце.
14) Проверить, в одном ли стиле написан текст.
15) Убрать "Видимо".
16) Убрать "Действительно".
17) Убрать "Однако".
18) Убрать "Впрочем".
19) Проверить, использованы ли Сравнения?
20) Обработать программой "Свежий взгляд".
Объяснения:
Пункты 1-9 включают напоминания об употреблении обязательных компонентов описаний. Вероятно, стоит подумать и о том, чтобы не забыть описать внешность героев. Дерзайте!
Пункты 10-11 указывают на те слова-паразиты, употреблением которых грешат практически все начинающие. Остается лишь отослать к брошюре Ю. А. Никитина "Как стать писателем", где подробно объясняется, что не стоит лазить "своей рукой в свой карман". Что же до обилия "был-были", то не стоит употреблять текст русского автора машинному переводу с английского.
Пункт 12 – конкретно для меня (образца 1999 года). Как видно из предложения, начатого словами: "Ну, то, что Александр Александрович стал вторым в истории нашей страны гроссмейстером, получил…", ясно, что сей недостаток пока не изжит!
Пункт 13 – объяснить, что сие означает, затрудняюсь, но за последнее время ругать меня за скачки стиля в одном тексте стали реже!
Пункты 15-18 – список слов, которых следует всячески избегать в речи от автора, в диалогах героев – пожалуйста! Скорее всего, список стоит дополнить.
Пункт 19. Для некоторых начинающих авторов мысль о том. Что употребление метафор является едва ли не первейшим признаком литературного произведения может оказаться новой…
Пункт 20. Это – тоже на мой вкус. Программа выделяет одинаковые кустки слов, находящихся в "опасной близости". Например, одно и то же слово, повторенное дважды в одном предложении. Программа очень помогает при авторской правке текста. Но кому-то употребление компьютерных программ против шерсти. Нет проблем – выкидывайте этот пункт!
Из приведенного текста ясно, что я придерживаюсь мнения: писательскому ремеслу можно обучить. И если не найдется ВУЗа или "доброго дяди", готового объяснить, с какого конца следует держать литературный паяльник, то, в конце концов, можно воспитать себя и самому! И "Шпаргалка писателя" может сыграть в этом деле не последнюю роль!

источник http://bestseller.mybb.ru/viewtopic.php?id=30

0

2

Шпаргалка для писателей - 2
Филун Джарин
  Внутренний диалог или внутренний монолог.

Внутренний диалог или внутренний монолог, когда писатель переносит мысли персонажа или эмоции в текст:

1. Открыть персонаж.

Для этого можно использовать то, что персонаж знает, видит, слышит, чувствует, думает. Вкусы, запахи. Это будет продвигать историю вперёд.

2. Курсив внутри диалога.

Когда автор хочет показать мысли от первого лица, а всю оставшуюся часть от третьего, курсивом обозначается точка перехода в стиле зрения.

3. Глубокая точка зрения (без курсива).

Эта точка зрения делает историю, написанную в третьем лице, словно она написана от первого.
Пример:
- Она увидела улетающую птицу.
- Он пахнет одеколоном.
- Катя почувствовала, как её мир только что рухнул.

При этом автор не должен использовать глаголы:

- увидел;
- пахнет;
- чувствовал.

4. Показать мысли.

1.     Символы мышления:
- метки (атрибуты);
- курсив глубокой точки зрения;
- выводы, сделанные другими персонажами.

2. Показать мысли:

- он думал;
- она спрашивает;
- она задумалась.

(Хорошая техника: «Интересно, она придёт, думал он».
Плохая техника: «Интересно, она придёт, подумал он).

- Использовать для передачи мыслей без курсива:

Он посмотрел в переполненный зал, в надежде увидеть знакомое лицо. Она там?
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ваши герои не ясновидящие, они не знают, что о них думают другие. Но вы можете сделать так, будто они догадываются об этом:
Она как буд-то почувствовала его взгляд, вдруг повернулась и посмотрела прямо на Питера. Её лицо ожесточилось. Видно было, что она думает так же, как и все в городе: он виновен.

© Copyright: Филун Джарин, 2013

0

3

Шпаргалка для писателя 3
Филун Джарин
     

При письме:
 
1) Время года (1 раз).

2) Время суток (1 раз в эпизод).

3) Погода, осадки (1 раз в эпизод).

4) Цвета (по всему тексту).

5) Запахи (по всему тексту).

6) Вкус.

7) Тактильные ощущения – не обязательно.

8) Температура (воздух, вода, металл) – не обязательно.

9) Болевые ощущения – не обязательно.

10) Убрать глупые "Свой, своя, свои…"

11) Убрать лишние "Был, были…"

12) Исправить предложения 1 подлежащее + несколько сказуемых ("Гусеницы").

13) Проверить, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце.

14) Проверить, в одном ли стиле написан текст.

15) Убрать :

- "Видимо".
- "Действительно".
- "Однако".
- "Впрочем».
-  «Достаточно».

16)  Проверить, использованы ли Сравнения.

© Copyright: Филун Джарин, 2013

0

4

Шпаргалка для писателя 1
Филун Джарин
                 

1. При письме:

( Местоимение.      Местоимение всегда относится к ближайшему перед ним существительному).

- заменяя существительное местоимением, правильно их согласовывайте;
- важен падёж местоимения;
- правильно спрягайте глагол;
- глагол всегда должен согласовываться в числе с существительным;
- не используйте лишних отрицаний;
- избегайте пассивного залога;
( Пассивный залог.    Пассивные глаголы: «было», «были».
                                       Мёртвые глаголы: «если бы», «чувствовал».
Превращение пассивного залога в активный:
- пассивный      -      солнце светит;
- активный        -       на солнце).

- избегайте связки «о том»;
- связку «о том» не разрывайте;
- подлежащее не уточняйте местоимением;
- не меняйте лицо, от которого ведёте повествование;
- используя причастные обороты, не забывайте о пунктуации;
- не начинайте предложение с союза;
- не выделяйте слова заглавными буквами;
- не используйте метафоры;
- не преувеличивайте;
- излагайте свои мысли.

2. Избегайте слов:

- как-нибудь;
- это было;
- это произошло.

3. Уберите из текста слова - паразиты:

- просто;
- вообще-то;
- как бы;
- более-менее;
- как бы то ни было.

     Уберите из текста фильтры:

- «он ощутил»;
- «он подумал»;
- «он заметил»

      Не давайте персонажам:

- вздыхать;
- пожимать плечами;
- печально улыбаться.

- Замените наречия образными глаголами;
- вычеркивайте прилагательные;
- варьируйте длину предложений.

4.

- показывайте, а не рассказывайте;
- чтобы читатель сопереживал герою, не разжёвывайте ему все.
Покажите ему только то, что происходит.

5.

Описания должны работать на сюжет.  Надо ввести в эти описания, действия.
Вместо описания статуэтки, стоящей на полке камина, пусть ваш герой возьмёт её в руки, рассмотрит и поставит на место.

6.

Определитесь с точкой зрения. Дайте понять читателю, в чьей голове вы находитесь. Оставайтесь в этой голове всю сцену.
Начинайте произведение действием. Необходимую предысторию добавите позже.

7. Ставьте перед персонажем чёткие цели в каждой сцене. Если у фокального персонажа цель отсутствует, уберите сцену или добавьте цель.

Героя надо ставить в трудные ситуации.

В описаниях надо задействовать 5 чувств + обоняние + осязание.

Когда закончите роман найдите самую слабую сцену и удалите её.
Замените её абзацем или предложением.


© Copyright: Филун Джарин, 2013

0

5

Заметки, шпаргалки для авторов
Александра Ермакова
Перенесено из ранее опубликованного: "Опус об аффторах, текстах, сайтах"

Я, конечно, не доктор наук, не профессор, не доцент и даже не преподаватель, но пока занимаешься творчеством, помогаешь другим, что-то наматывается на ус. Если заинтересует, милости прошу. Читайте, пользуйтесь. Из личного запаса шпаргалок по авторскому мастерству.
Основные ошибки, исправление (устранение) которых, если будет желание, улучшит текст:

1) РЕЧЕВАЯ, повествовательная ИЗБЫТОЧНОСТЬ
Плеоназм – избыточность, как она есть. Нагромождение слов, многократно поясняющих одно и то же.
Я, воззрилась, смотря на накрытый стол, полный яств и не могла отвести голодного, взгляда от обилия еды.
Горделиво вскинув нагло вздернутый курносый нос, неспешно прошествовала величественной походкой к королю.
Легонько коснувшись полных чувственных губ, плавно опустился на колено, медленно гладя ее ногу.
Легко прикоснуться...
Резко вскочить...
Неспешно прохаживаться...
Грубо вломиться…
Разрывать изнутри…
Вернуться обратно…
Повторить вновь…
Соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение – то же речевая избыточность:
Памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии
Канцелярщина - слово или оборот речи, характерные для стиля деловых бумаг и документов. Документы, акты, заявления, справки, доверенности пишутся согласно принятой форме. К ней привыкаем и иногда переходят в разговорный и литературный язык
Лесной массив - лес, производить поливку – поливать
Канцеляризмы могут отличаться от соответствующих элементов разговорного и литературного языка грамматически.
Имеет быть – будет, сделать шаг – шагнуть
Характерны отличия в области лексики исинтаксиса.
Сей -  этот, каковой - который
Этот стиль обладает двумя основными свойствами:
• Сложностью и запутанностью предложений, иногда несогласованностью.
Вряд ли (пёсик) понимал, что у нарядной девушки Ренуара с вишневыми губками, в деревенской соломенной шляпке с маками или васильками и с каким-то странным мохнатым существом в руках, в котором (он) хотел и никак не мог признать своего брата собачку, но всё же в глубине души чувствовал нечто родственное, заставлявшее его еле слышно повизгивать и ещё шибче кружиться на поводке вокруг всё ещё прелестных ножек… хозяйки.
• Обилием сложных словосочетаний - плеоназмов, которые можно заменить простыми.
Находиться в конституционном поле - быть законным, осуществить волеизъявление - проголосовать, приказать, увеличение количества видов и наименований продукции - расширение ассортимента.
Семантически неправильных:
Озвучить позицию - объяснить позицию
Неоправданное использование иностранных слов:
Транспарентный - прозрачный, понятный, поливариантные перверсии процесса копуляции - разнообразные половые извращения.
Первый признак канцелярита — замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными, использование глаголов в пассивной форме, а также расщепление сказуемого.
Находился в состоянии усталости – устал, он понимаем нами - мы понимаем его, было принято решение - решили, проводился забор проб - брали пробы.
Второй признак  — цепочки существительных.
Процесс развития движения за укрепление сотрудничества - участие в борьбе за повышение производительности труда.
Ляпалиссиада - утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью.
Смешные, так называемые простые истины (мое название):
Держать рукой, хватать одной рукой, пить губами, кусать всеми зубами, царапаться когтями, ходить на двух ногах, смотреть обоими глазами, говорить ртом, лизать языком, кивать головой, пинать одной ногой, писать рукой, думать головой, обнимать руками и прочее...
Лучше обрезаться или использовать с уточнением - авторской описалкой, припиской:
Держал подрагивающей рукой
Лизнула раздвоенным языком
Смотрел раскосыми глазами
Это хотя бы повод поискать эпитеты!
Неуверенный аффтор.

0


Вы здесь » Нина Стебелёк » Проза » Шпаргалка для писателя (Василий Купцов)