http://ravelit.4bb.ru/viewtopic.php?id=1856 - Источник.
Анализ состоит из множества аспектов, определяемых на различных уровнях:
1. Ритм и размер.
Ритм - кол-во слогов в стихотворении
Размер - амплитуда чередования ударных и безударных слогов в строке.
Гексаметр и другие доломоносовские и редко употребляемые ритмы я разбирать не буду. Разберу вкратце постломоносовские.
- Ямб (_/) - размер с ударением на последний слог;
- Хорей (/_) - размер с ударением на первый слог;
- Анапест (_ _ /) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге;
- Амфибрахий (_/_) -Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге;
- Дактиль (/ _ _) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге;
- Дольник - 1-2 безуд. между ударными;
- Тактиовик - 2-3 безуд. между ударными;
- Акцентный стих - 0-4 безуд между ударными.
Ритм и размер определяют организацию худ. текста. Помогают передать опр. состояние, например: 2-3 стопный анапест - медитация, размышление.
2. Фонетический уровень.
Кол-во звуков гласных и согласных, их определенное сочетание, аллитерация, ассонанс.
3. Композиция, образы, мотивы.
4. Лексический уровень.
5. Морфологический уровень.
6. Лингвистический уровень.
7. Синтаксический уровень.
8. Средства художественной изобразительности ( о них в следующий раз - клавиатура не вдерживает напора).
9. Комментарии, аллюзии, реминисценции.
Привожу свой анализ текста как пример. Хочу отметить, что это основной анализ. Существует еще множество дополнительных (структурный, сравнительный ит.д.). О них по просьбам желающих и позже.
Голгофа.
Сегодня смотреть и плакать – одно и то же.
Сегодня плакать и любить – одно и то же.
Сегодня любить и предать – одно и то же.
Сегодня предать и смотреть – одно и то же.
Сегодня страдать и думать – одно и то же.
Сегодня думать и кричать – одно и то же.
Сегодня кричать и молчать – одно и то же.
Сегодня молчать и страдать – одно и то же.
Сегодня камню хотелось бы стать птицей.
Сегодня дереву хотелось бы стать тенью.
Сегодня железу хотелось бы стать поцелуем.
Сегодня они станут орудиями казни.
(Вера Павлова)
Анализ ритма, размера.
_ /_ _ / _ / _ _ / / _ _
_ / _ / _ _/ _ _ /_ _
Стихотворение является акцентным (0-4 безударных между ударными). Ритм сбивчивый – говорит о сбивчивости чувств человека, пишущего человека, автора.
Рифма создается с помощью эпифоры (повтора в конце строки).
Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий. Тема мученичества проходит через все стихотворение, достигая своей кульминации в конце.
Тип текста – рассуждение (построение автором логических цепочек, безличные предложения в 1 и 2 строфах, сослагательное наклонение в 3 строках 3 строфы и будущее время в последней строке – вывод).
Лингвистический уровень стихотворения.
Глаголы 1 и 2 строфы даны в начальной форме («смотреть», «плакать», думать», «кричать» и т.д.) дабы показать, что и не относятся к кому-либо конкретно, и одновременно относятся ко всем. Настоящее время – время совершаемых событий и время автора.
Сослагательное наклонение в первых трех строках последней строфы говорит о желательности действий, оно создает ощущение порыва, отчаяния, веры и надежды. Финальная строка с глаголом будущего времени подводит итог размышлениям, резко обрубая ощущение от предыдущих трех.
Текст разделен на 3 строфы, в финальной строфе достигая своего апогея и резко обрываясь. Уже при первом прочтении текста бросается в глаза параллелизм. В первых двух строфах он дает ощущение безвыходности; с каждым новым повтором усиливается нервное напряжение. Меняясь в 3 строфе, он меняет и ощущение – появляется отчаяние. 4 строка, выбиваясь из общего ряда, ставит финальную точку.
Постоянная анафора (повтор в начале стихотворения) «сегодня» усиливает ощущение того, что все происходит в настоящее время, дает ощущение актуальности и насущности поставленной проблемы, связывает всю конструкцию текста, но с каждым изменением средства художественной изобразительности (видоизменение и исчезновение параллелизма) это слово приобретает новый оттенок, свойственный каждой отдельной части текста.
В 1 и во 2 строфах кольцевая композиция. Первое понятие является конечным. С каждой новой строкой и повтором происходит расширение гаммы чувств и ощущений, усиление основного чувства.
Каждое новое слово приравнивается к предыдущему с помощью союза «и». В итоге получается кольцо. Кольцо – символ бесконечности, в данном контексте – безвыходности. Кроме того, можно отметить антитезу в приведенных выше словах.
Замкнутые, с одной стороны, кольцевые строфы как бы объединяются с помощью параллельной конструкции.
Третья и последняя строфа также имеет параллельную конструкцию, но уже другую. Кроме того, в данной строфе появляются существительные. Первый ряд существительных преобразуется во второй, совершенно ему контрастный:
«камню» - «птицей»
«дереву» - «тенью»
«железу» - «поцелуем»
Этот контраст – символ борьбы, сопротивления, отчаяния.
Камень – символ тяжести, бездушности, равнодушия, превращается в птицу – символ надежды, жизни, легкости. Дерево – символ укоренелости, устойчивости, переходит в тень – нечто неуловимое, перетекающее, постоянно изменяющееся. Железо – символ холода, ненависти (то, из чего делают оружие) переходит в поцелуй – символ любви.
В этой «магии» - надежда на чудо, внутренняя отчаянная борьба за все святое, что есть на свете.
Но чуда не произойдет – это доказывается последней строке, когда автор говорит о дереве, камне и железе как об орудии казни.
Фонетический уровень стихотворения.
Изучив текст на фонетическом уровне, отметим резкий ассонанс на звук «о» (28) – он придает тексту воющую интонацию и некоторое смягчение; вместе со звуком «а» (16) – ощущение плача. Сам по себе звук «а» как бы кричит.
На протяжении всего стихотворения можно заметить аллитерацию на звуки «т» и «С», символизирующие смятение и внутреннюю борьбу в душе человека, особенно это заметно в 3 строфе. Кроме того, повторяющиеся «л», «м», «н» и «В» говорит о христианском смятении.
Лексический анализ стихотворения.
В тексте используется общеупотребительная лексика: «сегодня», «любить», «предать» ит.д.
Лексику можно разделить на 3 группы:
1. Чувства – любить, страдать, хотелось бы стать;
2. Действия – предать, думать, станут, смотреть;
3. Внешнего проявления чувств: плакать кричать, молчать.
Синтаксический анализ стихотворения.
Каждая строка является новым предложением. В каждой строке 1 и 2 строфы – тире, т.к. пропущен глагол-связка «есть». Такой прием упрощает и ужесточает конструкцию текста. Создается ощущение нейтральности, равнодушия, холодности. Определения свыше.
Морфологический анализ стихотворения.
Анализируя текст, узнаем, что в тексте 8 сущ., 19 глаголов и 12 раз повторяется наречие «сегодня». Все это создает ощущение постоянной смены и расширения чувств на один и тот же предмет.
Довольно аскетичное использование существительных и полное отсутствие прилагательных с лихвой заменяется богатой палитрой чувств, которые позволяют нам самим представить картину.
Местоимение использовано всего лишь одно: «они». Но это заставляет задуматься читателя: только ли о камнях, дереве и железе говорил автор?
Надеюсь, поможет в анализе как своих, так и чужих опусов. Понимаю, много непонятного. Но об этом писать еще больше, поэтому, лучше будет в форме вопроса-ответа.
P.S. Могла накосячить - если есть недочеты, пожалуйста, отмечайте.
(с) Домино