Секс в Древнем Шумере http://www.proza.ru/2001/01/06-19
И.Федоров

Шумер появился в Междуречье, или Месопотамии примерно 7 тысяч лет тому назад. Своим появлением это государство было обязано радикальным переменам в продовольственном снабжении – люди научились возделывать плодородные почвы, в результате чего появились излишки сельскохозяйственной продукции. Много еды – много детей. Население быстро росло, появились первые обнесенные прочными стенами города, внутри которых возводились жилища из высушенных на солнце глиняных кирпичей (скорее всего это была смесь глины, навоза и соломы). Необходимость в городах возникла из-за того, что первые земледельцы постоянно подвергались нападениям со стороны тогдашних «варваров» - кочевых скотоводческих племен.
Повседневная жизнь шумеров в значительной степени регулировалась религиозными ритуалами. То же самое можно сказать о сексуальности – она имела неразрывную связь с божествами и обрядами.
Шумеры были одним из первых народов, имевших письменность. Многие глиняные таблички с надписями дожили до нашего времени – именно из них мы и узнаем о том, как обстояло дело с сексом в этом древнем обществе.
Многие из табличек имеют весьма откровенный эротический характер. Так например, Рэй Тэннэхил рассказывает об эпизоде, вызвавшем среди ученых-шумероведов немало дискуссий. На одной из табличек была фраза: «Он положил в ее пупок горячую рыбу». В конце концов, ученые решили, что речь шла об утонченной эротической игре, и горячая рыба могла здесь выступать в качестве эвфемизма, обозначающего пенис.
Сара Деннинг говорит об Инанне, богине любви и плодородия шумеров: «Инанна была одной из самых почитаемых богинь на протяжении длительного периода времени. В ее сферу входили любовь и размножение, и она была предшественницей египетской Изиды и вавилонской Иштар. Сама Инанна выступает как воплощение сексуального желания. Одна из историй на глиняных табличках повествует о ее связи с пастухом Думузи. «Она прислонилась спиной к яблоне, и ее вульва была прекрасным зрелищем». Инанна очень поэтична в выражении своих чувств к любовнику-пастуху:

Он обвел мои бедра своими мягкими руками
Пастух Думузи наполнил мое лоно жирным молоком
Он гладил мои волосы на лобке
Он заставил намокнуть мою матку
Он положил свои руки на мою божественную вульву
Он ласкал меня на постели

Инанна обращается к своему любовнику, называя его «дорогим моему сердцу» и «сладким, как мед».

Позволь мне приласкать тебя, мой жених
Моя драгоценная ласка слаще, чем мед
В опочивальне, полной меда
Давай насладимся твоей неземной красотой
Мой лев, позволь поласкать тебя
Моя драгоценная ласка слаще, чем мед

Сексуальная связь Инанны и Думузи явилась прототипом шумерского ритуала «священной свадьбы», который исполняли в дни празднования Нового Года. Этот ритуал позднее стал популярным в Вавилоне и Греции. В Шумере верховная жрица, известная под именем «Энту», совершала церемониальный половой акт с верховным жрецом, или даже с царем, чтобы обеспечить плодородие будущего года. Верховная жрица, будучи представительницей небесных сил, даровала божественную энергию правящему царю через сексуальную связь. Сама церемония подразумевала инициативу со стороны жрицы, которая была обязана таким образом обеспечить продолжение жизни на земле.
Этот ритуал был чрезвычайно важен для всего шумерского народа. Ведь только его успешное исполнение, по твердому убеждению шумеров, гарантировало хорошие урожаи на следующий год.
Из других табличек мы узнаем, что шумеры совсем не стыдились говорить о сексе. Значки письма, обозначающие мужчину и женщину, были по сути упрощенными изображениями половых органов. Женатый мужчина обозначался соединением двух значков. Весьма была распространена мастурбация – наедине или вместе с партнером. Считалось, что она усиливает потенцию. Чтобы достичь эрекции имелась своя Виагра – волшебное масло «пуру», представляющее собой смесь масла и железного намагниченного порошка.
Практиковался анальный секс, и ничто не указывает на то, что его считали запретным. Жрицы Энту часто вступали в анальное сношение во время сексуальных церемоний в храмах. Возможно, что таким способом они предохранялись от беременности. На других табличках имеются упоминания о гомосексуальных анальных контактах.
В отличие от более поздней древнееврейской цивилизации, гневно осуждающей любые формы непроизводительного полового удовлетворения (т.е. мастурбацию, оральный и анальный секс), шумеры и пришедшие затем на их место вавилоняне имели довольно либеральные взгляды на допустимые формы сексуальных связей. Разрешалось практически все.
Половое созревание наступало достаточно рано, и девушек выдавали замуж в 10 – 12 лет. Впрочем, смерть в этом древнем обществе тоже приходила рано, и мало кто жил больше 40 лет.
Обрезание, которое было широко распространено в Древнем Египте и среди евреев, в Месопотамии не было известно.
Говоря о Шумере, нельзя не упомянуть знаменитого «Эпоса о Гильгамеше», появившегося в самый поздний период истории Шумера. Его герой Гильгамеш является на две трети богом и на одну  - человеком. История его приключений начинается с того, что жители его родного города Урука высказывают на него жалобы: «Его похоть не оставляет ни одной девственницы ее возлюбленному, ни одной дочери войну, ни одной жены знатному человеку». Бог Ану распорядился создать Энкиду, огромное, страшное, волосатое существо, живущее в степи вместе с дикими животными (символ свирепых кочевников), чтобы умерить пыл Гильгамеша. Дальше следует довольно запутанная история о том, как Гильгамеш подружился с Энкиду, как он отвергает ласки Инанны, вызывая тем самым ее гнев. Кончается все смертью обоих друзей. В Сети довольно много материалов о Гильгамеше, поэтому желающие легко удовлетворят свое любопытство.
Проституция в Шумере не считалась позорной профессией, она концентрировалась вокруг храмов, получая таким образом освящение. Своего пика храмовая проституция достигла позже – в Вавилонии.
Но это уже другая история…

© Copyright: И.Федоров, 2001